Как быстро начать карьеру в сфере ИТ студентам и новичкам? Как ИТ-специалистам смежных профилей быстро поменять специальность на востребованную?
18 февраля 2022
Как успешно передать разработку программного обеспечения на аутсорсинг?
Рассмотрим, как ИТ-аутсорсинг вписывается в рынок, преимущества и недостатки разработки ПО под ключ в сравнении с инсорсингом и выявим критерии, позволяющие выбрать оптимального поставщика ИТ-услуг.
  1. Аутсорсинг и ситуация на ИТ рынке
  2. Почему бизнес выбирает инсорсинг?
  3. Как подготовиться к передаче ИТ-проекта на аутсорсинг?
  4. Как выбрать хорошего поставщика ИТ-услуг?
  5. Выводы

Напомним, что каждый проект сопряжен со своим уникальным комплексом сложностей, стоимостных барьеров и ожиданий, а сотрудничество между заказчиком и поставщиком выстраивается индивидуально. Мы не приводим конкретной формулы, но пытаемся выявить критерии поиска своего идеального поставщика ИТ-услуг.


Аутсорсинг и ситуация на рынке

Аутсорсинг — это повсеместная практика, над которой рано или поздно задумываются большинство владельцев бизнеса. Они взвешивают плюсы и минусы инсорсинга и разработки на стороне, чтобы определить наилучший курс развития для множества процессов: маркетинг, электронная коммерция, операционная деятельность, администрирование и другие бизнес-процессы, не требующие ручного вмешательства.

Аутсорсинг выходит далеко за рамки субподряда. Это устойчивая и масштабируемая система. Благодаря аутсорсингу Заказчики увеличивают свой потенциал прибыли. Компании во всем мире приходят к выводу, что порой гораздо выгоднее отдавать услуги по разработке ПО на аутсорсинг компаниям с экспертизой и опытом в необходимой отрасли. Такие компании экономичнее расходуют ресурсы и, основываясь на опыте, могут предложить первоклассные ИТ-решения.

По данным TAdviser, объем российского рынка ИТ-услуг по итогам 2020 года достиг 411,61 млрд рублей, увеличившись на 14,2% в сравнении с 2019-м. (в долларах этот же показатель составил $ 6,75 млрд, что на 4,9% больше показателей 2019 года). Об этом свидетельствуют данные аналитиков IDC, обнародованные 8 июля 2021 года. Компании повсюду прибегают к аутсорсингу своих потребностей в разработке программного обеспечения, делегируя больше технических операций, которые обычно связаны с ИТ-услугами, цифровым маркетингом, управлением персоналом, бухгалтерским учетом и разработкой.

Давайте углубимся в идеологию сознательного аутсорсинга и подробнее рассмотрим, почему аутсорсинг команды разработчиков программного обеспечения становится все более ценным, чем инсорсинг услуг по разработке. А также постараемся пролить свет на некоторые «шероховатости» при принятии подобного решения, опираясь на наш 10-летний опыт.


Почему бизнес выбирает аутсорсинг?

Кадровый голод
Это одна из распространенных причин привлечения аутсорса. По данным PWC, более 57% компаний испытывают трудности с поиском квалифицированных кадров для выполнения отдельных работ и проектов.

В 2019 году к нам обратился крупный сетевой ритейлер со сложной задачей, которую необходимо было реализовать в сжатые сроки. Заказчик соизмерил затраты на подбор, адаптацию, обучение и удержание персонала, что привело его к решению передать свои потребности в разработке на аутсорсинг команде Logrocon, а не пытаться привлечь с рынка труда или других внутренних проектов 16 сотрудников разного профиля и уровня экспертизы. Всего в команду требовались:

  • 1 архитектор ИТ-решений
  • 1 бизнес-аналитик
  • 1 системный аналитик
  • 1 UI/UX дизайнер
  • 2 инженера по тестированию ПО уровня Middle
  • 10 разработчиков .Net + тимлид

Выбрав аутсорсинг, Заказчик выстроил баланс между операционной структурой и бизнес-целями. Он подошел к давней дилемме: «инсорсинг или заказная разработка ПО под ключ» с логикой и тщательным анализом преимуществ и недостатков.

Нехватка ресурсов
Штат может быть укомплектован, но объем задач требует большего количества рабочих рук, а это требует усиления команды. Тогда стоит искать партнеров, которые возьмут на себя процесс создания сервиса.

Эффективность
Множество исследований (например, исследование Оклендского технологического университета) подтверждают, что при 8-часовом рабочем дне штатные сотрудники продуктивны только 3 из 8-ми. Внешний же разработчик мотивирован ежечасно демонстрировать результат, поскольку он регламентирован SLA и заранее согласованным бюджетом Заказчика.

Управляемость и прозрачный бюджет
Заказчик, выбирая аутсорс, управляет своим бюджетом. Как правило, работы идут по фиксированной стоимости. Исключение, если есть потребность в дальнейших доработках или технической поддержке, но это оговаривается отдельно.

Сокращение расходов
В бизнесе всегда будут расходы, связанные с получением прибыли. Чтобы зарабатывать деньги, нужно тратить деньги, и руководители предприятий всегда ищут наиболее рентабельные способы ведения бизнеса. Важным аспектом этого является поиск подходящей помощи для оптимизации рентабельности инвестиций при минимально возможных затратах. В глобальном исследовании аутсорсинга, проведенном Deloitte в 2016 году, 59% участников назвали сокращение расходов как основную причину для использования аутсорсинга. Аутсорсинг минимизирует затраты на разработку на 10−25%, но не все компании понимают, сколько денег реально экономится на практике.


Недостатки ИТ-аутсорсинга

Часто компании не спешат воспользоваться столь полезной и выгодной услугой из-за опасений:

  • утратить постоянный контроль над информационной инфраструктурой предприятия;
  • возможности разглашения конфиденциальной информации и персональных данных;
  • попасть в зависимость от поставщика услуг ИТ-аутсорсинга

В итоге руководители компаний часто довольствуются формальным контролем над работой внутреннего технического отдела, при этом несут дополнительные расходы на его содержание и вынуждены терять дополнительные средства при возникновении непредвиденных ситуаций.


Как подготовиться к передаче ИТ-проекта на аутсорсинг?

Поиск поставщиков для вашего проекта требует глубокого осознанного подхода и целостного взгляда на прошлое, настоящее и будущее вашего бизнеса.

Шаг 1: определите задачи, релевантные бизнес-цели.
Очень важно выявить релевантную бизнес-цели задачу и сосредоточиться на ней, рациональных затратах и подходящих ресурсах. Если вы не можете точно определить задачу, опишите, какими качествами будет обладать идеальный ресурс (конечная система). Будьте бережливы со своим бюджетом, иногда нужно «заморозить» проект, пока ваше видение не прояснится. Очень хорошо, если у вас есть возможность описать действующий функционал. Из-за его отсутствия и не полных требований со стороны бизнес-заказчика, могут возникнуть трудности с формированием четкой схемы и целевых показателей своего проекта.

Шаг 2: установите целевые показатели.
О каких параметрах идет речь? Мы говорим о жестких и гибких параметрах. Это составляющие, которые нерационально менять в будущем, и составляющие, у которых мало возможностей для плавного изменения по мере развития проекта. Другими словами, мы говорим не только о накладных расходах, сроках и дизайне, но и масштабе проекта в целом.

Без четких целевых показателей легко забыть о конечной цели проекта и ваших возможностях. Вы будете сваливать все новые идеи в бэклог и со временем поймете, что отступились от начальной задачи. Проводить ретроспективу и стратегическое планирование станет сложней, а платежный календарь и вовсе может не сойтись.

Установка параметров целевых значений поможет вам определиться с необходимыми ресурсами и выбрать: инсорсинг или все-таки разработка под ключ. С другой стороны, хороший поставщик ИТ-услуг снимет с вас большую часть головной боли, связанной с планированием ресурсов на предпроектном обследовании. Оно, как правило, проводится бесплатно.

Шаг 3. Спросите себя: «Что дальше?»
Этот вопрос, как правило, связан с анализом затрат на инсорсинг и аутсорсинг. Если цифры не дают однозначного ответа, подумайте над вопросами:

  • Потребуется ли мне постоянное развитие для небольшого проекта?
  • Есть ли у проекта окончательный срок?
  • Имеет ли смысл увеличивать количество моих сотрудников за счет услуг сторонних организаций?
  • Готов ли я оплачивать расходы, выходящие за рамки базовой заработной платы?


Как выбрать хорошего поставщика ИТ-услуг?

Наибольший риск заключается в неправильном понимании поставщиком сути и требований к разработке. Частый кейс, когда заказчик видел себе одни требования, но после нашей актуализации они уточнялись, и это положительно влияло на конечную картину. По сути, получается симбиоз, а не просто выполнение работы по ТЗ. Так как же найти своего поставщика ИТ-услуг?

Ваш поставщик:

  1. Проводит бесплатный первичный анализ потребности. Поможет сформулировать требования к вашему ИТ-проекту, и только после этого оценит сроки реализации и объем работ.

  2. Практикует прозрачный процесс сотрудничества, и его легко контролировать. Работает в вашей ALM-системе или передает данные из своей, чтобы вы ежедневно в режиме реального времени видели, что и в какой срок исполняется.

  3. Обеспечивает разработанное ПО документацией и видеоинструкциями, адаптированными под язык Заказчика.

  4. Гибко формирует команду и набор инструментов под конкретные задачи и стоимость проекта. Легко и быстро интегрируется с процессами и кросс-функциональными командами заказчика. Учитывает технологические особенности проектов для обеспечения оптимального соотношения стоимости, скорости и качества. Этически подходит к выбору инструментов, «не подсаживает на крючок» :)

  5. Имеет опыт выполнения проектов производства ПО полного цикла: от постановки требований на разработку до внедрения и поддержки.

  6. Оперативно организует самодиагностику, контроль за состоянием разработанного ПО и реализует интеграцию с существующей системой мониторинга.

  7. Использует и адаптирует наработки, реализованные в других проектах, чтобы сэкономить время и ресурсы Заказчика.

  8. Умеет органично консолидировать данные из множества каналов в один источник.

  9. Умеет дорабатывать устаревшие платформы и работать с legacy.

  10. Может реализовать ИТ-решения с большим количеством интеграций и разнообразными вариантами их исполнения.

  11. В идеале обладает партнерскими статусами вендоров, к использованию ресурсов которых он склоняется.

  12. Обладает опытом обучения тому, что делает сам. Согласно модели ALM-рейнджеров, этот показатель говорит о зрелости большей части процессов поставщика ИТ-услуг.

  13. Организует хранение персональных данных в закрытом контуре в соответствии с требованиями Федерального закона РФ № 152-ФЗ «О персональных данных».

  14. Имеет профильную экспертизу и ускоряет time-to-market, используя наработки, реализованные в других проектах.

  15. Специалисты и менеджмент компании имеют профильные сертификаты С другой стороны, известны случаи, когда известные специалисты не только не имели единого сертификата, но даже не составляли резюме. Зачем? Все равно их знают. Их буквально передают «из рук в руки».

  16. Может не иметь возможности афишировать своих клиентов и кейсы в полном объеме. Это нормально. Наличие NDA показывает, что поставщик участвовал в серьезных проектах заботится о конфиденциальности и безопасности своих клиентов, больше, чем о своем пиаре, ведь он знает: все взаимосвязано ;)

  17. Имеет созданные и разработанные SLA и работает по ним.


Чего стоит опасаться?

  1. У поставщика ИТ-услуг не хватает технических навыков, либо других компетенций. Тут все просто. Смотрим кейсы поставщика и портфолио команды: где, кто, когда в каких проектах участвовал. Вероятно, всю необходимую информацию вам на сайте не покажут, но детали можно уточнить при личном общении.
  2. Отсутствие портфолио, либо отзывов от прошлых Заказчиков. Если их нет — это повод насторожиться. Но не стоит забывать, что многие проекты связаны соглашением о неразглашении. Это может помешать потенциальному исполнителю делиться своим опытом публично. Но, как и пунктом ранее, при личном общении эту информацию можно уточнить


Вывод


Вам не нужно покупать себе яхту, ежегодно ее обслуживать, а также собирать и содержать команду для единичного участия в регате, когда можно нанять команду профессионалов со всем необходимым оборудованием и уровнем навыков на точно определенный срок.

На что стоит обратить внимание, выбирая поставщика услуг ИТ-аутсорсинга:

  1. Предпроектное обследование позволяет открыть для себя новые «узкие» места в бизнес-процессах и процессах-разработки, а порой и вовсе взглянуть на устоявшуюся ситуацию под другим углом и открыть для себя новые возможности.

  2. Подходящий поставщик ИТ-услуг поможет вам найти несколько целевых архитектур, которые будут решать ваши задачи оптимальным путем.

  3. Экономия времени на наборе персонала и/или периоде обучения, потому что поставщик привлек к аутсорсингу слаженную и надежную команду отраслевых экспертов.

  4. Цифровой продукт соответствует всем требованиям Заказчика и входит в эксплуатацию в точно оговоренный срок, за исключением некоторых нестандартных ситуаций, когда Заказчик ближе к завершению сотрудничества решает кардинально поменять требования к проекту :)

  5. Если поставщик ИТ-услуг опытный, аутсорсинг дает качественный результат, который регулируется статьей понятных и управляемых расходов. Их, в свою очередь, трудно прогнозировать при создании сложного технологического продукта инсорсинг.

  6. Выбирая аутсорсинг, вы экономите деньги, потому что поставщик ежечасно работает на достижение вашей цели, следуя согласованному графику работ и затрат.
⟵ Назад