Нежелательные явления в ИТ-структуре - анализ и рекомендации по устранению НЖЯ
09 августа 2024

Нежелательные явления в ИТ-структуре: анализ и рекомендации по устранению НЖЯ

Основные нежелательные явления в ИТ-процессах: типы, причины возникновения и способы устранения НЖЯ.

Нежелательные явления (НЖЯ) в ИТ-структуре компании могут существенно замедлить развитие бизнеса и снизить эффективность процессов. Эксперты компании Logrocon провели детальный анализ и выделили ключевые кластеры НЖЯ, которые влияют на качество, устойчивость и управляемость ИТ-процессов процессов, эффективность персонала, а также на финансово-экономические критерии принятия решений.


Ключевые ограничения и факторы их возникновения

Важно отметить, что конечные негативные последствия НЖЯ – это увеличение времени вывода продукта на рынок (T2M) и снижение общей выработки (недостаточная результативность в разработке ПО).

Ключевые кластеры НЖЯ и влияющие факторы

1) Управляемость ИТ-процессов
Данный кластер делится на НЖЯ, связанные с подразделением, командой и с бизнесом.

Ключевое противоречие: Необходимость стандартизации и регламентации сталкивается с "нежеланием бюрократизировать процессы" (эффект "грозовой тучи").

НЖЯ в ИТ-процессах, связанные с подразделением или командой

  • Слабое взаимодействие между подразделениями: несогласованность задач, нечеткое разделение обязанностей и ответственности.
  • "Зацикленность" на локальных интересах: отсутствие общих усилий на достижение глобальных целей компании.
  • Непонимание места и роли подразделения: сотрудники не знают, с кем контактировать и каков ожидаемый промежуточный результат.
  • "Ручное управление": руководители вынуждены вмешиваться для активизации работ из-за слабого взаимодействия между подразделениями.
  • Отсутствие метрик мониторинга и оценки процессов: отсутствие данных для объективного управления и оценки результатов.

НЖЯ в ИТ-процессах, связанные с бизнесом

  • Отсутствие взаимодействия IT и бизнеса: на этапе формирования целей нет фильтров для оценки полезности задач и приоритизации.
  • Неуправляемый поток задач от бизнеса: нет фильтров оценок полезности, объективной системы приоритизации.
  • Отсутствие критериев успешности результатов для бизнеса: отсутствие обратной связи и систем поощрения за глобальные результаты.
  • Недостаточность стандартизации и регламентации процессов: это затрудняет установление целевых значений для метрик.
  • Отсутствие «петли обратной связи» от бизнеса к IT: отсутствует поощрение и наказание за глобальный результат.

2) Эффективность персонала
Данный кластер нежелательных явлений делится на НЖЯ, связанные с отсутствием «предпринимательского мышления» у сотрудников, неготовностью к изменениям и сопротивлением и низкой вовлеченностью в процессы.

НЖЯ в ИТ-процессах, связанные с отсутствием «предпринимательского мышления» у сотрудников
  • Недостаточность soft skills: у сотрудников не хватает навыков общения и командной работы.

НЖЯ в ИТ-процессах, связанные с неготовностью к изменениям и сопротивлением (сотрудники не готовы адаптироваться к новым условиям работы).

НЖЯ в ИТ-процессах, связанные с низкой вовлеченностью в процессы ("Делаем что скажут" — минимальная инициатива и отсутствие личной ответственности)
Ключевая причина: не создана общая мотивирующая среда. Не видно динамики результатов, слабое коммуникативное пространство.
  • Холократический подход к приоритезации задач: сотрудники делают то, что удобно, а не то, что необходимо.
  • Сбой в производственной самодисциплине: отсутствие критериев персональной ответственности и размытость стимулов.
3) Качество и устойчивость ИТ-процессов
Ключевая причина:
отсутствие метрик оценки качества процессов, включая показатели оценки руководителей.

Данный кластер нежелательных явлений включает в себя следующие блоки:
  • Проблемы передачи задач из одной зоны ответственности в другую: возникают вместе с коммуникативной несбалансированностью (прямая и обратная связь).
  • Несбалансированная (кусочная) автоматизация ИТ-процессов: фрагментарная автоматизация приводит к проблемам передачи задач и сбоям в коммуникации.
  • Неформализованный или отсутствующий институт эскалации: сложности в установлении ответственности и принятии административных мер.
  • Сбои в планировании и мониторинге: приводят к срыву сроков выполнения задач.
  • Отсутствие ретроспективы: не проводится анализ выполненных работ и оценка их влияния на качество процессов.

4) Управление качеством ИТ-продукта
Ключевая причина возникновения данного кластера НЖЯ – несформированность принятия качества как ценности и критерия результата.

Основные нежелательные явления кластера “Управление качеством ИТ-продукта”:
  • Отсутствие системы менеджмента качества (TQM): нет структурированного подхода к управлению качеством продукта.
  • Нет оценки влияния качества на стоимость и сроки: не учитывается влияние качества на дальнейшие этапы сопровождения и доработки.
  • Хаотичность и недостаточность документирования: отсутствие стандартизации в создании и хранении документации.
  • Отсутствие критериев качества промежуточных артефактов: например, критерий полноты технического задания.
  • Размытость ресурсов для обеспечения качества: недостаток времени и людей для поддержания высокого уровня качества.

5) Финансово-экономические критерии принятия решений и драйверы развития
Ключевая причина:
финансовые показатели не являются критериями оценки эффективности ИТ-подразделений.

Основные нежелательные явления данного кластера:

  • Отсутствие учета расходов: приводит к ощущению "бесплатности" разработки, что вызывает неразборчивость в выборе задач.
  • Нет системы учета расходов: отсутствие системности учета чревато получением неполных данных о затратах, что в свою очередь приводит к трудностям в планировании и прогнозировании бюджета, снижению прозрачности проекта для стейкхолдеров и невозможность эффективного анализа и оптимизации проекта.
  • Отсутствие финансовых критериев эффективности внутреннего "венчурного" подхода: нет модели расчета, что затрудняет принятие экономически обоснованных решений (отсутствие финансового обоснования задач для IT; отсутствие ретроспективного анализа и оценки выполненных работ с финансовой точки зрения).
  • T2M и выработка не оцениваются в финансовых показателях: компания теряет возможность объективно оценить, сколько стоит задержка с выпуском продукта. Сложно понять, насколько эффективно используются ресурсы компании.

Рекомендации по устранению НЖЯ

Для устранения выявленных нежелательных явлений мы разработали ряд рекомендаций в общем виде:

1) Улучшение управляемости процессов
  • Внедрите стандартизацию и регламентацию процессов. Но помните, что излишняя бюрократия редко идет на пользу.
  • Разработайте и внедрите метрики мониторинга и оценки эффективности ИТ-подразделений.
  • Повысьте качество взаимодействия между подразделениями через четкое определение обязанностей и ответственности.
  • Усильте взаимодействия между IT и бизнесом на этапе формирования целей и приоритизации задач.

2) Повышение эффективности персонала
  • Введите программу по развитию предпринимательского мышления и soft skills у сотрудников.
  • Разработайте систему мотивации, направленную на повышение вовлеченности и инициативы сотрудников.
  • Укрепите производственную самодисциплину через установление четких критериев персональной ответственности.

3) Улучшение качества ИТ-процессов
  • Внедрите систему менеджмента качества (TQM) для обеспечения целостного управления качеством.
  • Автоматизируйте необходимые ИТ-процессы, чтобы сократить операционные расходы, устранив необходимость в ручных операциях и уменьшив количество ошибок.
  • Создайте систему метрик для оценки качества результатов работы и промежуточных артефактов.

4) Финансово-экономическая оптимизация
  • Введите финансовые критерии для оценки эффективности ИТ-подразделений.
  • Разработайте систему приоритизации задач от бизнеса с учетом их финансовой целесообразности и полезности.
  • Внедрите систему учета расходов и разработайте финансовые модели для оценки эффективности процессов.

Заключение

Устранение нежелательных явлений в ИТ-структуре требует комплексного подхода и тесного взаимодействия между бизнесом и ИТ.
Применение данных рекомендаций, разработанных экспертами компании Logrocon в области управления и консалтинга ИТ-проектов и подразделений, позволит вам улучшить управляемость процессов, повысить эффективность работы персонала и качество ИТ-процессов, а также оптимизировать финансово-экономическую составляющую бизнеса.

В конечном счете, это приведет избавление от данных НЖЯ приведет вас к сокращению времени вывода продукта на рынок (T2M) и увеличению общей выработки, что является ключевым показателем эффективности компании.

Напишите нам на почту snm@logrocon.com, если хотите устранить НЖЯ, связанные с вашими ИТ-процессами и командами, или провести предпроектное обследование.
Вам также может быть интересно