Как не запутаться в таком многообразии вариантов профессионального развития? Стать инженером по тестированию или инженером-разработчиком? А если инженером-разработчиком, то «фронтом» или «бэком»? А быть инженером-разработчиком у работодателя или начать свой проект? А какие функциональные обязанности при этом выполнять? А «вкачиваться» ли в DevOps или архитектора? А чем занимается аналитик? А что он должен знать и уметь делать? Для получения ответов мы решили периодически задавать эти вопросы нашим экспертам и делиться их мнением с вами. Назовем эту рубрику «Ищем себя в IT».
Начать решили с простых и важных вопросов. Что нравится? Ведь в повседневной рутине нужен драйвер, чтобы не перегореть. Итак, поехали!
1. Что в вашей профессии вас больше всего привлекает?
Андрей Потапов, начальник отдела разработки: «Разработка проектов позволяет за относительно короткие промежутки времени приобретать экспертизу в совершенно разных областях деятельности человека. Решение проектных задач заставляет осваивать и применять современные технологические решения, владение которыми повышает конкурентоспособность на рынке».
Юлия Губицкая, ведущий инженер по тестированию ПО: «Возможность создавать по-настоящему качественное ПО, которым будут пользоваться мои знакомые. Меня радует, что я делаю продукты, которые улучшают и делают удобнее жизнь многих».
Алексей Назаров, руководитель отдела тестирования: «Из-за постоянного развития - ты сам непрерывно обучаешься новым технологиям. Это держит в тонусе и не дает соскучиться.
И сейчас это попросту актуально: можно работать из любой точки мира, был бы только Интернет».
Андрей Матков, руководитель группы разработки: «Коммуникации на абстрактные темы, не имеющие точных ответов, сведены к минимуму».
*Мнение автора: частично сложить впечатление о профессии вы можете даже по характеру ответа эксперта. Кто-то настолько с головой погружается в рабочие процессы, что забывает про все на свете:)
Татьяна Базарнова, руководитель проектов: «Меня многое привлекает в моей профессии. Это нестандартные задачи, с которыми встречаешься на проектах, постоянный процесс самообучения и развития, но больше всего мне нравится наблюдать, как идея становится реальным программным продуктом, который используется и решает поставленные задачи».
Сергей Русанов, руководитель группы системного администрирования: «Перспективы. Отрасль продолжает бурно развиваться».
Сергей Белолипецкий, директор по консалтингу: «Честно говоря, я даже не могу точно определить, что такое моя профессия. Универсал, заткни любую дырку. Так, что ли? А привлекает во всем этом: относительно гибкий график и жизнь, полная неожиданностей:)».
В среднем по палате, ключевыми преимуществами практически в любой IT-должности эксперты выделяют:
- возможность вырастить идею в конечный продукт, который будет удобен и полезен пользователям;
- всеобъемлющий непрерывно растущий рынок, который стимулирует постоянно расширять свои горизонты и дает возможность смещения вектора своей профессии в сторону коммуникаций и стратегического планирования, технических навыков разработки и контроля качества, анализа данных и статистики;
- возможность удаленной работы.
Далее мы выяснили у экспертов, что нужно знать/уметь для вхождения в профессию.
2. Какие soft- и hard-skills сейчас наиболее востребованы в вашей профессии? Андрей Потапов, начальник отдела разработки : «Умение думать».
Юлия Губицкая, ведущий инженер по тестированию ПО: «Определенно стоит начать с изучения теории тестирования и осознания его важности: понять, когда его проводить и насколько детально, и изучить типы интеграционных взаимодействий. Также важно умение встать на место пользователя (работа с пользовательским опытом), чтобы понять, удобен ли для пользователя разработанный функционал. Ну и, конечно, тщательная проработка возникающих ошибок и детальная их локализация. Что касается личных качеств, тут, как и в большинстве профессий, важны общительность (крайне важен постоянный обмен информацией, см. принципы DevOps), обучаемость, менеджерские навыки (если вы управляете командой), готовность в выходные прийти на выручку крупным компаниям, ну и, конечно, дисциплина – без нее никуда».
Алексей Назаров, руководитель отдела тестирования: «Soft
- Коммуникации – умение грамотно вести коммуникации как по электронной почте, так и в устной беседе.
- Настойчивость\въедливость.
- Дисциплинированность.
- Любопытство.
- Ответственность. Готовность отстаивать свой результат работы.
- Умение ставить для себя приоритеты и декомпозировать задачи по критичности и важности.
Hard
- Знание методик тестирования и тест-дизайна.
- Интеграционное тестирование: Api\Rest. Веб-Сервисы, MQ очереди.
- Умение использовать реляционные базы данных – SQL.
- Умение обрабатывать большое количество информации.
- Стремление к самообучению на основе открытых (и не только) курсов и статей.
- Работа с task-bag трекинговыми системами: Jira, HP ALM, TestRail».
Андрей Матков, руководитель группы разработки: «Из личных качеств важны:
- Критическое мышление.
- Ориентированность на работу с деталями.
- Ответственность.
- Обучаемость.
- Умение быстро погрузиться в суть.
Что касается инструментов и технологий, то это примерно такой стек (в моем случае):
C#, Dapper, PostgreSQL, Serilog, .NET Core, ElasticSearch, Reddis, RabbitMQ».
Татьяна Базарнова, руководитель проектов: «К soft-skills, пожалуй, отнесу:
- Любопытство. Не бояться задавать вопросы и искать истину.
- Хороший словарный запас. Придется очень много писать тест-кейсов, описывать дефекты и очень много говорить.
- Аналитическое мышление и способность переваривать большое количество информации.
Что касается hard-skills для тестировщика – это:
- Знание теории тестирования, умение составлять и работать со всеми артефактами тестирования; понимать, для чего они нужны и в чем польза для проекта.
- Базовые IT знания для инженера-тестировщика очень важны. Ему нужно говорить на одном языке c разработчиками, пользоваться инструментами тестирования и разработки, генерировать множество тестовых данных, а иногда уметь читать код. Сейчас для действительно эффективного тестирования надо понимать, из чего состоит ПО, что за архитектура в его основе, какие технологии используются в проекте.
- И напоследок - английский язык, который все больше становится базовым требованием».
Сергей Русанов, руководитель группы системного администрирования: «Чаще всего нужны знания в таких областях, как IAAS (ИНФРАСТРУКТУРА КАК КОД) и гиперконвергенция (все инфраструктурные компоненты на одном железе). Помимо того – стандартный админский набор. Личные качества – как и везде: трудолюбие, въедливость, усидчивость, готовность посидеть ночку-другую-третью в случае «пожара», ну и хорошие коммуникативные навыки, если собираетесь – податься в DevOps-ы».
Сергей Белолипецкий, директор по консалтингу: «В первую очередь – отличать существенные вещи от несущественных. Во вторую – делать выводы на основе существенных вещей. Технология меняется, а подходы – нет.
Имхо, важный коммуникабельный навык – постепенная подача информации. Люди плохо воспринимают новое, сопротивляются ему, поэтому надо их готовить к этому постепенно, как девушку на секс убалтывать ???? Не сразу прям в лоб секс предлагать, о поговорить о погоде, о музыке, о животных… Потом ресторан, ну и так далее. Так вот, когда нужно заказчику внедрить систему ALM – действовать нужно примерно так же)».
Резюмируем Технические навыки нужны разные – в зависимости от направленности вашей деятельности. К мнению экспертов добавим, что full-stack специалисты ценятся выше. Такие «мультиинструментальщики», как правило, владеют несколькими стеками каждого из типовых языков программирования (внешний вид, работа с базами, взаимодействие элементов). Это позволяет подбирать оптимальные технические решения для разных проектов с учетом возможных осложнений и перспектив масштабирования. Что касается soft-skills – тут вырисовывается вполне стандартный набор:
- Открытость. Это означает, что важно быть открытым, как для новых знаний (непрерывно впитывать их, адаптировать и применять к реалиям), так и для общения: своевременный и качественный обмен информацией внутри команды/компании – это одно из ключевых условий ее продуктивного функционирования.
- Отсюда логически выводится второе качество – коммуникабельность.
- Усидчивость и трудолюбие. IT – это не только большие возможности, но и большие сюрпризы. Иногда происходят разного рода эксцессы, и может понадобиться вся ваша смекалка, чтобы реализовать подходящее решение. И, да, – это запросто может оказаться в выходные. Например, тестирование и обновление на проде корпоративных систем обычно делается в моменты минимальной загрузки, т.е. в выходные и ночью).
- Если хотите развиваться выше уровня middle, также понадобится набор стандартных менеджерских качеств и компетенций: умение организовывать, мотивировать и контролировать, эмпатия, дисциплинированность, умение договариваться с людьми и решать конфликты выгодно для всех участников.
В общем если вы хотите попробовать себя в IT, но сомневаетесь в меру своего возраста или считаете, что это слишком тяжело (скажем, тут по большей части нужны технические, математические навыки) – это не так. Смело пробуйте! Если хотите углубиться в техническую работу – проще всего будет войти в профессию с вакансии младшего инженера по тестированию. Если вас больше интересуют управленческие навыки и понимание бизнес-логики и экономики проектов – попробуйте начать с вакансии ассистента менеджера проектов или младшего аналитика.
Да, есть вариант провалиться и может оказаться, что это не ваше, но понимая, как обширен IT – это маловероятно. Не попробуете – не узнаете. Дорогу осилит идущий!
Начните свою карьеру в IT вместе с
Logrocon :)Вы можете оставить свое резюме по
ссылке →