На российском рынке популярны совсем другие продукты и сервисы
Еще один важный момент, который хотим отметить: популярность программных продуктов в Европе и России очень разная. Это приводит к нескольким ярким отличиям:
- Достаточно большое количество разработчиков на рынке заняты внедрением и кастомизацией продуктов 1С, ЦФТ, Диасофт и других, малоизвестных в Европе.
- Специалисты по технологиям и продуктам, популярным в Европе, могут отсутствовать на российском рынке, но есть масса специалистов, занятых внедрением и кастомизацией продуктов, которые неизвестны или непопулярны в Европе: 1С, ЦФТ, Диасофт и др.
- Широко используются продукты Microsoft, очень популярна СУБД MS SQL, портальные решения. Однако они постепенно начинают замещаться в рамках проектов по имортозамещению.
- В крупных корпорациях распространены продукты SAP. Но из-за импортозамещения, дорогивизны продуктов SAP и специалистов по ним, доля продуктов SAP постепенно снижается.
- На российском рынке представлено всего несколько продуктов Oracle, HP и IBM - только их основные продукты. За этими компаниями наблюдаются все те же тенденции снижения популярности.
- Среди облачных сервисов преобладают российские Яндекс, Mail.ru, DataLine.
- Уменьшение доли рынка зарубежной продукции заменяется российскими компаниями:
Российские системы документооборота, управления бизнес-процессами (BPM), интеграции процессов (PI), например: Elma, Tessa, First Form заменяют аналогичные зарубежные продукты вроде Documentum, Pega и др. И такие продукты как Camunda и Inubit BPM практически неизвестны на российском рынке.
В качестве дополнительного доказательства этого утверждения: в Википедии нет русскоязычных страниц для продуктов Camunda и Inubit BPM.
Примечание: Camunda и Inubit - это все латинские акронимы, очень популярные в Германии. Соответственно, по латински и по немецки читается как пишется без сюрпризов. Например, Camunda - это сочетание латинских слов «capere» («понимать») и «munda» («чистый»). В общем, понимать «ясно понимать». Про Инубит такой информации не нашли, но и так очевидно, что оно тоже составлено из латинских слов.
ВыводНадо проверять, есть ли на российском рынке специалисты по тем технологиям, которые планируется использовать в проекте или быть готовым к их подготовке/переобучению.
Другая культураПеред запуском международного проекта менеджеры часто опасаются языковых проблем. Как показывает наша практика, языковые проблемы либо не возникают, либо оказывают незначительное влияние на проект. Культурные различия, привычки и условия работы, то есть ожидания сотрудников от их коллег и руководителей, оказывают гораздо большее влияние.
Отметим важные из них:
- Привычка работать по гибкому графику. Это считается одним из достоинств профессии, и люди будут бороться за поддержание гибкого графика, если вы попытаетесь сделать его регулярным.
- Путь героя. Если разработчик действительно хочет работать, вы его не остановите. Он будет работать сверхурочно, работать по ночам, в выходные и т. д. И его не интересует, как компания будет нести ответственность за соблюдение трудового законодательства.
- С другой стороны, если проект недостаточно интересен, не требует серьезной задачи, творчества, изучения новых технологий, исполнители будут сильно демотивированы, а вся их знаменитая развитая изобретательность и смекалка будут направлены на то, чтобы придумывать причины, по которым они не могут работаю над этим проектом.
- Еще один результат российского подхода к образованию: преобладание hard skills над soft skills. Поэтому разработчики зачастую достаточно компетентны для выполнения сложных задач, но испытывают трудности в общении, сталкиваются с проблемами координации своих действий с другими командами (особенно иностранными) и не могут представить результаты своей работы.
- При оценке сроков преобладает оптимистический подход. Необходимо зарезервировать дополнительное время при работе с российскими разработчиками. Это, как мы уже отметили, отсутствие навыков межличностного общения и соответствующих навыков оценки временных затрат, а не намеренная ложь.
- Мы часто слышим от иностранцев, что их очень раздражает, когда вместо того, чтобы указывать конкретную дату или время встречи, русские рабочие говорят им «днем», «после обеда», «вечером», «когда-нибудь завтра». Как добавить такую встречу в свой календарь? Основная причина все та же - отсутствие soft skills. Всегда просите точного времени, не позволяйте работникам ставить расплывчатые даты.
- И последнее отличие – большое количество коммуникаций вне рабочего времени. Этот момент логически следует за привычкой гибкого графика. Это означает, что разработчики ожидают, что вы ответите на их сообщения ночью, в праздничные и выходные дни.
ВыводНадо более тщательно, чем обычно, прописывать уставы проектов, контролировать коммуникации, добиваться четкого определенного назначения сроков. Если есть возможность – внедрять своих менеджеров в управление проектами.
В начале и по мере необходимости доносить команде проекта потребность в координации и коммуникации между членами команды.
В тоже время русские команды достаточно сильны, чтобы решать часть проблем самостоятельно.
Зрелость организационных процессов
Еще одна особенность российского ИТ-рынка – его неоднородность. Казалось бы, в конкурентной среде все компании могут предлагать одинаковый уровень услуг или услуги разного качества в разных ценовых нишах, но в России это не так. Компании сильно расслоены, и в одних и тех же ценовых нишах вы можете найти компании со зрелыми процессами и высоким уровнем обслуживания, а также новичков, которые еще «ищут свой путь в темноте». Как понять, с кем имеешь дело?
- Попросите их привести примеры своей работы.
- Спросите их, как они измеряют прогресс и какие промежуточные отчеты о проделанной работе предоставляют клиенту?
- Какую методику работы они используют и самое главное - попросите их продемонстрировать это.
- Как часто выполняется расчет метрик и какие метрики используются?
- Насколько оперативно заказчик будет получать сведения о ходе проекта?
- Какие инструменты автоматизации, том числе систему ALM, они используют?
Сертификаты нет смысла просить, так же как и в, упомянутом выше, случае с конкретными сотрудниками. Подробнее об этом расскажем дальше.
Вывод На российском рынке есть компании со зрелыми процессами, но чтобы их выявить необходимо собрать информацию.
О сертификацииМы уже упоминали выше, что это касается как специалистов, так и компаний. Отсутствие сертификатов – это не плохо, также как их присутствие – необязательно хороший знак. Основная причина в том, что работы хватает всем, а сертификаты не дают конкурентного преимущества. Известны случаи, когда известные специалисты не только не имели единого сертификата, но даже не составляли резюме. Зачем? Все равно их знают. Их буквально передают «из рук в руки». С другой стороны, слишком большое количество сертификатов может быть признаком низкой квалификации специалиста. Подумайте об этом так: если у специалиста 30-40 сертификатов, в какое время он занимается изучением вещей и сдачей этих экзаменов? И много ли у него времени для реальной практической работы? То же самое и с компаниями. В любом случае обращайте больше внимания на рекомендации специалистов и компанию, чем на сертификаты.
ВыводПри оценке компании или специалиста лучше обращать внимание на результаты работы и отзывы от заказчиков / работодателей.
Отсутствие сертификатов – норма в России. А вот слишком большое число сертификатов должно настораживать.
Типичные нежелательные явления Теперь подытожим сказанное и в форме так называемых нежелательных эффектов сделать выводы о том, с чем вы можете столкнуться на российском рынке.
- Специалист не может назвать срок завершения работы. Названные сроки срываются, и он не может объяснить причину (основная причина – неумение оценивать сроки работ).
- Специалист или компания не дают информации по промежуточному прогрессу выполнения работы. Ближе к сроку завершения напряжение нарастает… (основная причина – незрелость процессов в конкретной компании).
- Вашу систему нужно интегрировать с корпоративным Inubit, но никто не знает такую систему, говорят, что ее надо сначала изучить и неизвестно сколько это займет времени (основная причина – неизвестность или малопопулярность таких систем на российском рынке, отсутствие специалистов по ним).
- Ведущий разработчик не берет телефон половину дня, потом перезванивает - говорит, что отсыпался, ведь всю ночь он работал, а потом в выходные дергает всех в чате, ожидая оперативного ответа (основная причина – привычка работать по гибкому графику и ожидание того же от коллег).
- Небольшие компании могут попасть в ситуацию овербукинга – когда одна команда должна одновременно работать по нескольким проектам, и как следствие – сроки выполнения срываются (основная причина – участие в нескольких тендерах одновременно с целью минимизации рисков простоя).
ВыводВсе перечисленные нежелательные явления вполне преодолимы, если вы проявите осмотрительность при выборе исполнителей и сразу установите нужные вам правила работы. Или обратитесь в компанию, которая сделает осмысленный выбор исполнителя и постановку правил для вас.
Типовые портреты команд и выводы
Ниже мы обобщили для вас общие портреты участников российского рынка, с которыми вы наверняка столкнетесь.