Работаете над тем, чтобы подразделения компании правильно расставляли бизнес-приоритеты? Пытаетесь продать руководству идею информационно-технологических изменений, в которую потребуется вложить ресурсы? Или пытаетесь объяснить командам разработки и контроля качества последствия последнего отказа информационных систем для бизнеса? (постараться уточнить каких систем)
Привлечь внимание — мало. Важно донести до слушателей цель выступления, срочность, вызвать сочувствие и побудить к конкретным действиям. Еще и в отведенный срок: будь то короткий «разговор в лифте» или 40-минутный доклад.
В этой статье мы рассмотрим тему презентации идей, в контексте, который лучше воспринимается участниками сферы информационных технологий. Хотя на самом деле, не так важно, идет ли речь о цифровой трансформации или сбыте резиновых уточек. Принципы одинаковые для большинства выступлений.
- Определите цели и выводы обращения
Первый и главный шаг — найдите цель. В конечном счете главное цель, а не выступление: сберечь ресурсы, изменить мышление, поделиться идеями, изменить поведение команды. К тому же, если нет цели, как вы поймете, что достигли результата? Когда наметили цель — определите выводы, которые должен сделать ваш слушатель, и какие шаги предпринять, чтобы запустить или ускорить преобразование. Нет действия — нет результата.
- Расскажите историю, но подкрепите ее данными
В роли главных героев — ваш слушатель и боль которую он испытал (или испытывает)
- Опознайте героя в контексте его истории. В отличие от научной фантастики, чтобы рассказать подходящую историю для запуска цифровой трансформации, требуется бизнес-контекст. Для этого добавьте в сюжетную линию данные и аналитику. Найдите метрики, которые наглядно покажут влияние внедряемой идеи на бизнес. Добавьте временные измерения, чтобы создать ощущение срочности. Метрики красочно проиллюстрируют ваше повествование.
- Злодей и антиистория. Сделайте «игнор» главным злодеем. Во всех историях нужен антагонист. В цифровой трансформации — это, как правило, устаревший способ ведения дел или устаревшее поведение информационной системы, которое ведет к негативным последствиям. Покажите, как безразличие к проблем может привести к падению героя. Расскажите антисторию.
- Чтобы презентация идеи достигла цели, слушатель должен увидеть себя частью вашей истории: главным героем или товарищем по команде, готовым прийти на выручку. В идеале, слушатели должны завершить сюжетную линию, поделившись своими мыслями и идеями.
- Подготовьте сценарии, но будьте готовы импровизировать. Что, если идеи аудитории не совпадают с вашими? Что делать с аудиторией, если в помещении повиснет тишина? Что делать, если аудитория, наоборот, окажется очень активной и, даже, шумной?
- Страсть и эмоции
Эмоции — первая реакция человека на то, что происходит вокруг. Вывод: эмоции сильнее логики. Мы уже обратились к эмоциям слушателя: дали почувствовать себя главным героем вашего повествования о цифровой трансформации; показали, что понимаем его положение, и предсказали возможный крах. Не стоит забывать и про личные эмоции. Сопереживайте слушателю. Дайте понять: повестка выступления для вас так же важна, как и для них. Помните: эмпатия — это сила.
- Практикуйтесь и совершенствуйте свою историю
Вы когда-нибудь видели, как оратор загубил, хорошее выступление потому, что в нужный момент не перешел к заключению? Большинство людей не обладает врожденными естественными талантами рассказчика, поэтому лучший способ перейти от создания истории цифровой трансформации к ее презентации — практиковаться.
- Если предлагаете инвестиции, выберите заинтересованных лиц и запланируйте с встречу один на один, чтобы предварительно продать идею и выявить слабые места на будущее.
- Если презентуете идеи цифровой трансформации коллегам, попросите непосредственных подчиненных стать частью фокус-группы и высказать свое мнение на счет презентации.
- Если выступаете перед своей командой или на конференции, попробуйте записать себя на видео. Прием старый, как видеокамеры с экранами :) Наблюдение за собой поможет скорректировать формулировки, расставить паузы в изложении и понять, где стоит скрасить выступление эмоцией и страстью.
- Повторите пункт № 4 при необходимости
Быть оратором — это навык. Отрабатывайте и совершенствуйте его :)
Основано на материалах Isaac Sacolick, StarCIO.